Прогресс - это направление развития, характеризующееся переходом от
низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что
выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.
В эпоху Нового времени
философия стала увязывать общественный прогресс с развитием научного знания:
движение общества есть продукт разума. Социально-экономической базой для самого
возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и
вызревание европейских буржуазных революций. XIX-XX века ознаменовались бурными
событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в
жизни общества. Классики марксизма видели движение общества в смене
общественно-экономических формаций. К.Маркс объяснял причину движения общества
от одной формации к другой - борьбой классов.
КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА
Французские просветители считали критерием
прогресса развитие разума; социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий
прогресса. Их современник, немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.) писал, что решение
вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники
веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях
прогресса: одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие --
о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки
зрения является скорее регрессом.
В наше время
философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного
прогресса. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим
объективным критерием общественного прогресса является развитие
производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется
тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и
совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда,
степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в
качестве основы жизнедеятельности человека.
Преобразование современного общества тесно связано с
прогрессом науки и техники как
определенной науки в их органической взаимосвязи, т.е. с научно-техническим
прогрессом.
В современном
обществе наука выполняет следующие социальные функции.
1. Культурно-мировоззренческая
функция.
2. Функция
непосредственной производительной силы общества. 3. Функция науки как
социальной силы общества непосредственно
стала проявляться в последней четверти XX
в., что выряжается в изменении ее социальной ориентации. Если в эпоху
Возрождения звание в основном было ориентировано на человека, на идеалы гуманизма
в абстрактной и созерцательной форме, а с XVIII
в. и особенно в XIX – XX вв. (в условиях индустриальной цивилизации)
господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации
XXI в. наука получает все более конкретную социальную
ориентацию на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие
гуманных ценностей общества. В настоящее время социальная сила науки
проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства,
производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все сферы социальной
жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные последствия.
4. Познавательная функция науки.
5. Прогностическая функция науки.
6. Функция рационального управления
деятельностью людей.
НТП
В прошлом
прогресс науки и прогресс техники осуществлялись в принципе отдельно,
независимо друг от друга. Ныне они обрели форму единого потока.
Научно-технический
прогресс как единый поток взаимосвязанных изменений в научной и технической
сферах деятельности человека берет начало в XVI
в. в результате сокращения разрыва между научным и техническим прогрессом, а
затем их объединения. Научно-технический прогресс можно определить как единый
процесс поступательного направленного развития (движения от простого к
сложному, от низшего к высшему, от старого к новому) техники и технологии на
основе достижений науки.
СВЯЗЬ НТП С СОЦИАЛЬНЫМ ПРОГРЕССОМ
До недавнего
времени оценки взаимосвязи НТР с социальным прогрессом, роли НТР в различных
социальных системах были чрезмерно идеологизированы и основывались на
сковывавших объективный научный анализ стереотипах. Одним из таких стереотипов
была абсолютизация формационного подхода, оценочного, классового аспекта.
Развитие НТР в капиталистических странах рисовалось, как правило, черными
красками или объявлялось тупиковым и бесперспективным, а при социализме
преподносилось в розовом цвете и редко обращалось внимание на отрицательные
проявления научно-технического прогресса в условиях социалистических
общественных отношений.
В этой связи
возникает вопрос: каково место НТР в прогрессе современной цивилизации в целом?
Итак,
научно-техническая деятельность по своему социальному назначению уже в условиях
капитализма рождает исторические предпосылки возникновения технологического
базиса, адекватного качественно новому типу общественного устройства, новому
типу цивилизации, а значит, меняется и критерий прогресса. Он получает новый
смысл. К. Маркс выделял три этапа в развитии человечества: первый этап – до индустриальной
революции и в докапиталистических классовых обществах – когда отношения между
людьми имели характер личной зависимости; второй этап – после промышленной
революции, в индустриальном капиталистическом обществе – личная независимость
при экономической зависимости людей, господство отчуждения человека и создание
предпосылок для появления богатой индивидуальности; третий этап (этап будущего,
который несет с собой НТР и весь процесс качественного преобразования
современной цивилизации) – свободная индивидуальность как общественное
достояние; свободное развитие каждого как условие свободного развития всех.
Анализ тенденций
современного социального и научно-технического развития дает возможность
определить новый тип цивилизации, к которому движется современное общество, как
такой, в котором человек будет высшей ценностью в полном смысле этого слова,
где будет господство разума, господство общечеловеческих ценностей. Это требует
переосмыслить и вопрос о критерии общественного прогресса, который должен
заключаться в степени реализации общечеловеческих ценностей, развития
сущностных сил человека. Чем прогрессивнее общество, тем полнее и адекватнее
проявляются в нем общечеловеческие ценности и условия для гармонического
развития всех потенций индивида.
НТР – основа
демократизации, но в то же время она создает технологические возможности для
социального контроля над личностью.
HTP облегчает труд человека, но требует от него
огромной творческой отдачи, максимальных затрат интеллектуальных, психологических
и других усилий. Она ставит человека в новые отношения к другим людям и требует
творчества, высокой морали, гуманизма. НТР поможет снять многие из нынешних
проблем, но и поставит новые.
Сциентизм и
антисциентизм
Культ науки в наше время привел к попыткам
провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.
Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку
культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как
идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он
предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а
критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на
все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом
возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные
установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил
из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата
к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро
конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся
все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит
в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить
все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей
ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и
новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия
научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по
мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических
проблем.
Сциентизм и антисциентизм возникли практически
одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки.
Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно.
Аргументы тех и других легко декодируются, имея разновекторную направленность:
¦ Сциентисты приветствуют достижения науки.
Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций.
¦ Сциентисты провозглашают знание как наивысшую
культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое
отношение к науке.
¦ Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу,
привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, обрывая путы
средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых,
подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука
является производительной силой общества, производит общественные ценности и
имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы
антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на
многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед
опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения.
Следовательно, она не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей,
для всего человечества.
¦ Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой
жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Только
благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной.
Антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно
понятию "истинное знание".
¦ Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие
острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей
технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации,
сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества,
привлекая тем самым большее число своих сторонников.
Однако указанные позиции выступают как две крайности и
отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.
Ориентации сциентизма и антисциентизма носят
универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от
того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные
умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере
морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и
образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но
чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения
непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области
здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального
контроля за применением научных достижений. Однако повышение стандартов жизни и
причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляют
очки в пользу сциентизма.
Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все
сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и
романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств
и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой
производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих
вещистских потребностей. Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в
аутентичности. Делая из науки капитал, они коммерциализировали науку,
представили ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за
науку как за безликого спасителя.
Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое
негодование против сциентизма в концепции "одномерного человека", в
которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в
человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к
одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые
выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого
общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется
тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен,
заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических
профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная
устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.
Крайний
антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки.
Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей
постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах,
не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности
закладываются проекты будущего развития человечества.
Дилемма сциентизм -
антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора.
Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический
прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только
отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими
достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного
интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы
"одновременно защищать науки и противостоять сциентизму".
Примечательно и то,
что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы
антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной
(сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного
исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.
XX век так и не
предложил убедительного ответа в решении дилеммы сциентизма и антисциентизма.
Человечество, задыхаясь в тисках рационализма, с трудом отыскивая духовное
спасение в многочисленных психотерапевтических и медиативных практиках, делает
основную ставку на науку. И, как доктор Фаустус, продав душу дьяволу; связывает
именно с ней, а не с духовным и нравственным ростом, прогрессивное развитие
цивилизации.
|