| Вы вошли как Гость | Группа "Гости





Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS
Главная » 2011 » Май » 27 » Прогресс
23:11
Прогресс

Прогресс - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей.

В эпоху Нового времени философия стала увязывать общественный прогресс с развитием научного знания: движение общества есть продукт разума. Социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. XIX-XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. Классики марксизма видели движение общества в смене общественно-экономических формаций. К.Маркс объяснял причину движения общества от одной формации к другой - борьбой классов.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Французские просветители считали критерием прогресса развитие разума; социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Их современник, немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854 гг.) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса: одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие -- о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Преобразование современного общества тесно связано с прогрессом науки и техники  как определенной науки в их органической взаимосвязи, т.е. с научно-техническим прогрессом.

В современном обществе наука выполняет следующие социальные функции.

1. Культурно-мировоззренческая функция.

2. Функция непосредственной производительной силы общества. 3. Функция науки как социальной силы общества непосредственно стала проявляться в последней четверти XX в., что выряжается в изменении ее социальной ориентации. Если в эпоху Возрождения звание в основном было ориентировано на человека, на идеалы гуманизма в абстрактной и созерцательной форме, а с XVIII в. и особенно в XIXXX вв. (в условиях индустриальной цивилизации) господствовала утилитарная ориентация науки, то с переходом к новой цивилизации XXI в. наука получает все более конкретную социальную ориентацию на развитие непосредственно человека, на утверждение и развитие гуманных ценностей общества. В настоящее время социальная сила науки проявляется в ее глубоком влиянии на развитие не только производства, производительных сил и хозяйственного механизма, но и на все сферы социальной жизни, вызывая в обществе небывало глубокие социальные последствия.

4. Познавательная функция науки.

5. Прогностическая функция науки.

6. Функция рационального управления деятельностью людей.

НТП

В прошлом прогресс науки и прогресс техники осуществлялись в принципе отдельно, независимо друг от друга. Ныне они обрели форму единого потока.

Научно-технический прогресс как единый поток взаимосвязанных изменений в научной и технической сферах деятельности человека берет начало в XVI в. в результате сокращения разрыва между научным и техническим прогрессом, а затем их объединения. Научно-технический прогресс можно определить как единый процесс поступательного направленного развития (движения от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому) техники и технологии на основе достижений науки.

 

СВЯЗЬ НТП С СОЦИАЛЬНЫМ ПРОГРЕССОМ

 

 

До недавнего времени оценки взаимосвязи НТР с социальным прогрессом, роли НТР в различных социальных системах были чрезмерно идеологизированы и основывались на сковывавших объективный научный анализ стереотипах. Одним из таких стереотипов была абсолютизация формационного подхода, оценочного, классового аспекта. Развитие НТР в капиталистических странах рисовалось, как правило, черными красками или объявлялось тупиковым и бесперспективным, а при социализме преподносилось в розовом цвете и редко обращалось внимание на отрицательные проявления научно-технического прогресса в условиях социалистических общественных отношений.

В этой связи возникает вопрос: каково место НТР в прогрессе современной цивилизации в целом?

Итак, научно-техническая деятельность по своему социальному назначению уже в условиях капитализма рождает исторические предпосылки возникновения технологического базиса, адекватного качественно новому типу общественного устройства, новому типу цивилизации, а значит, меняется и критерий прогресса. Он получает новый смысл. К. Маркс выделял три этапа в развитии человечества: первый этап – до индустриальной революции и в докапиталистических классовых обществах – когда отношения между людьми имели характер личной зависимости; второй этап – после промышленной революции, в индустриальном капиталистическом обществе – личная независимость при экономической зависимости людей, господство отчуждения человека и создание предпосылок для появления богатой индивидуальности; третий этап (этап будущего, который несет с собой НТР и весь процесс качественного преобразования современной цивилизации) – свободная индивидуальность как общественное достояние; свободное развитие каждого как условие свободного развития всех.[1]

Анализ тенденций современного социального и научно-технического развития дает возможность определить новый тип цивилизации, к которому движется современное общество, как такой, в котором человек будет высшей ценностью в полном смысле этого слова, где будет господство разума, господство общечеловеческих ценностей. Это требует переосмыслить и вопрос о критерии общественного прогресса, который должен заключаться в степени реализации общечеловеческих ценностей, развития сущностных сил человека. Чем прогрессивнее общество, тем полнее и адекватнее проявляются в нем общечеловеческие ценности и условия для гармонического развития всех потенций индивида.

НТР – основа демократизации, но в то же время она создает технологические возможности для социального контроля над личностью.

HTP облегчает труд человека, но требует от него огромной творческой отдачи, максимальных затрат интеллектуальных, психологических и других усилий. Она ставит человека в новые отношения к другим людям и требует творчества, высокой морали, гуманизма. НТР поможет снять многие из нынешних проблем, но и поставит новые.

Сциентизм и антисциентизм

Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.

Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы тех и других легко декодируются, имея разновекторную направленность:

¦ Сциентисты приветствуют достижения науки. Антисциентиты испытывают предубежденность против научных инноваций.

¦ Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентисты не устают подчеркивать критическое отношение к науке.

¦ Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, обрывая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, она не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

¦ Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".

¦ Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Однако указанные позиции выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.

Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако повышение стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляют очки в пользу сциентизма.

Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Делая из науки капитал, они коммерциализировали науку, представили ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя.

Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции "одномерного человека", в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования.

Крайний антисциентизм приводит к требованиям ограничить и затормозить развитие науки. Однако в этом случае встает насущная проблема обеспечения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что именно в научно-теоретической деятельности закладываются проекты будущего развития человечества.

Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. В связи с этим задача современного интеллектуала весьма сложна. По мнению Э. Агацци, она состоит в том, чтобы "одновременно защищать науки и противостоять сциентизму".

Примечательно и то, что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной (сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.

XX век так и не предложил убедительного ответа в решении дилеммы сциентизма и антисциентизма. Человечество, задыхаясь в тисках рационализма, с трудом отыскивая духовное спасение в многочисленных психотерапевтических и медиативных практиках, делает основную ставку на науку. И, как доктор Фаустус, продав душу дьяволу; связывает именно с ней, а не с духовным и нравственным ростом, прогрессивное развитие цивилизации.

 



[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I. С. 101-281.

Просмотров: 1153 | Добавил: Splean | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Высшая лига
Первая лига
Мы ВКонтакте
Календарь
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
При перепечатке или цитировании материалов сайта Шахтинской федерации футбола обязательно указание ссылки (гиперссылки - для интернет-ресурсов) и названия источника информации: "Сайт Шахтинской федерации футбола"